Позиционирование (окончание)

Когда речь шла о превосходстве, я предложил ассоциировать его с силой потому, что именно наличие той или иной силы дает реальное превосходство, но вражда состоит из трёх компонентов! На сладкое оставим «Угрозу», и вы, возможно, уже начинаете понимать почему… и продолжим о «Позиционировании».

Главное противостояние и в жизни каждого отдельного человека и в жизни целого сообщества любого уровня развития и размера - это противостояние за меру. Как понять, где заканчивается моя свобода и начинается свобода другого человека? Пока общество сосуществует мирно, люди просто потребляют разные атрибуты сторон, присваивая себе те или иные признаки превосходства, и только настоящее силовое противостояние заставляет людей занять свои истинные места в иерархии. Внимательные читатели канала уже догадываются, что людей, не участвующих в войнах, не существует. А если война началась, то стороны в ней только две, как в двух уже имевших место Мировых войнах. Но обо всем по порядку.

Я сейчас не буду углубляться в тему, почему мы всей страной после переворота в девяносто первом поменяли сторону в Палестино-Израильском конфликте, как мы всей страной поддерживали США в обеих Иракских войнах, в Сомали и Афганистане. Это мне кажется очевидным. Хотя… если хотите дискуссию на эти темы, можем развернуть в комментах. Я хочу зайти немного с другой стороны, как обычно - изнутри.

Главное поле битвы - потребление. Рынок потребления - это уже давно идущая Мировая война, простите за пафос, но это - война за наши души. Нет ни времени, ни возможности говорить обо всем потреблении в целом, поэтому буду высказываться исключительно по теме канала. А если точнее, про движения и двигательную активность. Не поверите, но ее мы тоже потребляем. Опустим подробности об истории процесса и о том, как базовые жизненные потребности превратились в товары и услуги, и просто примем как данность - в современном Мире двигательную активность потребляют почти все, кроме, пожалуй, диких и пока ещё первобытных племен, не знакомых с благами цивилизации. Наиболее очевидным поставщиком двигательной активности является в современном мире Спорт и Фитнес. Многие люди даже не делают разницы между этими явлениями. Например, у меня есть знакомые, которые, идя в фитнес-клуб говорят: «я пошел(а) на спорт». Разница конечно есть, и она колоссальная — это два прямо противоположных по знаку и не связанных между собой явления, но в сознании людей они жёстко связаны. Прежде всего потому, что главные мотиваторы к покупке услуг фитнес-индустрии и ее амбассадоры - это спортсмены.

Позволю себе отвлеченный, но совершенно точный пример. Я мотоциклист. Я люблю мотоциклы. И, как любой мотоциклист, на вопрос, сколько тебе нужно мотоциклов, отвечаю правильно: «Ещё один!». Я смотрю на рекламу крутого мотоцикла класса тур-энудро, где показывают, как крутой мотоциклист гоняет по ландшафту умопомрачительной красоты! То в горах, то в пустыне, то в лесу, то в степи - вне дорог, по одним лишь направлениям, и я хочу так же! Я хочу без дорог оказаться в живописном месте и насладиться ездой на крутом внедорожном мотоцикле класса тур-эндуро! И я готов потратить все доступные ресурсы на покупку желанного крутого мотоцикла. Вот только мы с вами уже и не заметили, в какой момент мотоцикл стал крутым! Ключевой элемент этой рекламы про мотоцикл был КРУТОЙ мотоциклист! В таких рекламах снимаются мировые звезды! Топы ралли-рейдов типа Дакара. Большинство мотоциклистов никогда не сможет даже близко повторить те проезды, которые показаны в рекламе, в то время как мужик из рекламы может это повторить на почти любом мопеде, но мотоцикл купить хочется именно дорогой и «специально подготовленный».

В какой-то момент происходит подмена крутого мотоциклиста в нашем сознании на крутой мотоцикл. Мы тешим себя иллюзией, что теперь, когда у меня есть крутой мотоцикл, я пойду на курсы внедорожного вождения и тоже стану крутым мотоциклистом. И многие идут на курсы, оставляют там еще кучу денег, покупают гору экипировки, но к уровню крутого мужика из рекламы даже не приближаются. Удовлетворяются тем, чего смогли достичь, и большинство даже счастливы от этого. Именно в этот момент мы принимаем сторону силового противостояния за нашу с вами идентичность. Именно принимаем, а не выбираем, как некоторым кажется. В чем проблема? Если человек доволен и счастлив, то причем тут война и силовое противостояние? Тут, ребята, кроется самая главная засада! Превосходство - это когда ты обретаешь силу и, осознавая ее наличие, начинаешь ею пользоваться, а вот позиционирование - это когда ты пользуешься чужой силой без обладания ей.

Как такое может быть? А очень просто. Для пользования чужой силой достаточно обрести атрибуты этой силы. Например, крутой мотоцикл или абонемент в крутой фитнес клуб, или профессиональные беговые кроссовки, или дорогое японское кимоно, а для кого-то важным будет иметь ксиву федерального судьи или стробоскопы на тачке, да и сама тачка может о многом рассказать. Этот список можно продолжать бесконечно. Например, для многих современных подростков важно, какого бренда на тебе одежда. Как думаете - о чем все это? О силе и превосходстве? Нет, ребята - это об атрибутах силы и превосходства. Тактическая одежда на мужчине еще не означает, что он ветеран боевых действий, хулиганский бренд на подростке - это не означает, что перед нами член уличной банды, крутая машина - не гарантия крутого водителя (скорее, наоборот…) и так далее. Атрибуты силы призваны демонстрировать принадлежность к силе, чтобы складывалось впечатление благополучия, крутизны и власти, а есть ли все это на самом деле - поди проверь, это правда правоохранитель или оборотень в погонах, например!

И так мы получаем интересное явление: биологическое стремление к обретению той или иной силы, а после ее обретения появляется превосходство. Превосходство сразу имеет четыре грани: физическое, социальное, психологическое и моральное. Так и появляются люди-адепты физического превосходства, которые демонстрируют атрибуты принадлежности к лагерю физически сильных и дерзких, которым законы не указ. Хорошо бы еще рядом иметь вызывающе раздетую подружку, чтобы все понимали, что хозяин настолько силен или богат или и то и другое, что пробы ставить негде; это, правда, не означает, что перед нами действительно богатый или сильный физически человек. А еще появляются люди, которые демонстрируют свою принадлежность к социальной силе, утверждая тем самым, что они на правильной стороне закона, а ты, если свяжешься, окажешься на неправильной. При этом очень часто в нашей жизни мы видим, что ксива и погоны вовсе не означат, что перед нами защитник слабых и поборник закона. И, конечно, вокруг моральной силы появляются приверженцы атрибутов моральной силы - черные бороды или длинные рясы и целомудренно одетые женщины рядом с очень обостренными религиозными чувствами, что, конечно, не гарантирует нам, что перед нами праведник. И куда же без атрибутов психологической силы, как у коллектора, имеющего зловещий вид и говорящего ужасные угрозы, но, по факту, не имеющего никаких полномочий и уязвимого перед законом даже больше, чем его жертвы.

В моей работе это регулярная практика. Я очень часто консультирую пациентов, которые обращаются с типичными возрастными проблемами со спиной или суставами и на полном серьезе рассказывают, как много времени, сил и денег они тратят на «спорт», диеты, СПА, и все напрасно. То есть, человек-таки озадачился сохранением своего здоровья в противостоянии с возрастными изменениями, купил абонемент в фитнес клуб и даже в него ходит! Тренируется там по групповым или даже индивидуальным программам, а возраст всё равно берет своё! Как думаете, где засада? Что в этой схеме не так? А не так в этой схеме - отсутствие меры. Пациент не знает, где она, он думает, что, окружив себя атрибутами здорового образа жизни и молодости, он обретёт здоровье и молодость. Т.е. сторону он занял, а превосходства не получил! Тут-то и кроется засада! Прямо в этот момент и оказывается, что весь этот ваш ЗОЖ - это пиз…еж! И голова Уробороса превращается в его хвост.

«Как же быть?» - спросите вы, и я отвечу! Ни позиционирование, ни превосходство не гарантируют, что ты получишь то, чего хотел. Это просто способы аргументировать самому себе причины и следствия своих же, часто совершенно не обдуманных поступков. Ни сила, ни выбор стороны, ни превосходство, ни позиционирование не определяют нашу идентичность! Нашу идентичность определяет Угроза. Но об этом уже в следующий раз. Двигайтесь в потоке и обретёте желанную идентичность!