Свой текст про манипуляции с системой распознавания «свой - чужой» начну издалека. Все дело в том, что я не верю во вражду без насилия. Даже то, что называют мягкой силой - это насилие! Причем, иногда покруче, чем реальное физическое насилие.
Война без явного физического насилия раньше называлась враждой… Теперь мы придумали кучу названий для этого. Нынче есть когнитивная, информационная, ментальная и др. войны.
Мое глубокое убеждение, что без насилия войны или вражды быть не может. Просто есть разные формы насилия.
Например: в мирном государстве монополия на насилие принадлежит государственным службам. Внутри государства - это правоохранительные органы: полиция, бюро расследований или следственный комитет, прокуратура и суды. Каждый гражданин, который решает свои вопросы и проблемы с помощью этих структур, применяет законное насилие. Это здорово, что есть такая форма социального насилия! Она спасает от множества проблем, связанных с прямым физическим насилием.
Более универсальное насилие - психологическое. Оно применяет угрозы. Угрожать можно как законным насилием в виде уже упомянутых правоохранителей, так и незаконным насилием - прямым. Имуществу, жизни и здоровью как самого гражданина, так и его близким и родственникам. Если при этом использовать порчу имущества гражданина, которому угрожают, то угроза окажется прямо уже непосредственным нападением. Страшная штука. Для этой формы давления есть коллекторы.
Но можно ведь и не так грубо! Маркетинг! Прекрасное изобретение человечества! Работает за счет биологии человеческого тела.
Начинаем сразу с запаха. Как у собаки Павлова. Запахи прекрасно настраивают на легкое отношение к происходящему, стимулируют любопытство (откуда это так вкусно пахнет?). И вот! Поисковое поведение активировано! Дальше очень важно проследить за линией взгляда! Если спроецировать эту линию на витрины павильонов торгового центра, а это довольно широкая лента получается, у нас вырисовывается таргетная линия! Туда мы разместим вывески и другие завлекушки. Понятное дело, что будут мертвые зоны, куда взгляд потребителя не дойдет, и, главное, - будет перспектива! Про перспективу и ее виды будет отдельный пост… Это просто неисчерпаемая тема! Так вот! Если ты умеешь пользоваться перспективой, то сможешь довести потребителя до самого удаленного павильона в торговом центре!
Ну и дальше все фрактально, как попал в павильон; там должен быть свой запах, своя таргетная линия и своя перспектива. И так до бесконечности. В смысле пока покупатель что-нибудь не купит. Только самый психологически устойчивый уйдет без покупок!
Есть еще один вид насилия, который с таковым вообще не ассоциируется - моральное насилие. Чем моральное насилие отличается от психологического? Ответ - всем! Психология работает напрямую через физиологию.
Мораль - это мина замедленного действия! Именно мораль приведет вас в торговый центр, потому что вы заслужили это. Заставит должника поддаться на угрозы коллектора - ибо не убивать же его?.. А сутяжника - поведет в суд во имя справедливости! Она же заставит раскаяться в потраченных деньгах и наречет купленную в магазине плюшевую игрушку, которая так радовала вас там, в самом магазине, бесполезным пылесборником! Именно характеристики морали и определяют ваши опознавательные знаки в системе «свой - чужой»
Разберемся, что же за зверь такой - эта мораль.
Согласно википедии, мораль - это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Всё, как я люблю. Максимально скрыта суть явления, но им не удалось скрыть то, что именно она и является сутью различий всевозможных социальных и религиозных групп.
Возьмем более ёмкое определение морали из энциклопедического словаря педагога: