Чего страшатся Ангелы
Стратегия - это про игру «вдолгую». Поэтому телесные стратегии отражаются на внешнем виде человека: телосложении, осанке и позе. Внешний вид формируют привычные формы поведения. А форм поведения в биологическом смысле не так много: Ориентировочное, Защитное, Пищевое, Половое, Познавательное. Выделяют еще и другие формы поведения, например, Социальное, и на то есть основания, но я придерживаюсь той точки зрения, что Социальное поведение у всех социальных видов - это некое смешение или обобщение Защитного и Полового поведения в благоприятных условиях. В неблагоприятных условиях социальное поведение либо фрагментируется по другим формам поведения, либо вообще исчезает в неизвестном направлении. В то время как в благоприятных условиях социальные формы поведения формируются сами собой даже у изначально асоциальных видов.
Пищевое поведение обычно доминирует даже у людей. Модная тема про заедание стресса, курение или алкоголизм и некоторые другие болезни зависимости имеют прямое отношение к пищевому поведению. Частью пищевого поведения является охотничье поведение, это многие ошибочно игнорируют, а, тем временем, именно оно покрывает почти все остальные формы зависимости: игромания, шопоголизм, клептомания и тому подобное. Гораздо более глубокая ошибка - это принимать охотничье поведение за агрессию. За агрессию вообще много чего принимают без разбора, а зря. Иногда агрессию называют дочерью страха, парадоксально намекая на то, что агрессия - это проявление защитного поведения. Но, ребята! Защита - это реакция на агрессию, никогда не связанная со встречной агрессией.
Агрессия - это форма полового поведения. Для нее необходимы два ингредиента - миндалевидное тело в мозгу и тестостерон в крови. Женщины, не обольщайтесь, у вас тоже полно тестостерона! Просто немного меньше, чем у мужиков. Да, миндалевидное тело участвует в формировании страха, только с тестостероном взаимодействует не реактивный страх перед неведомым, а вполне определенный страх утраты привлекательности для полового партнера (пусть даже и потенциального). В этом смысле, когда говорят о военной агрессии - это вообще глубочайшее заблуждение. Война - это про пищевое или защитное поведение и никогда - про половое. Если, конечно, представить страны в виде личностей. В войне нет места агрессии. От этого, правда, она становится только страшнее…
Вернемся к стратегиям у отдельно взятых людей. Физиономисты уже давно давно пытаются по внешнему виду распределить социальные роли, но получается только отчасти. Это связано с тем, что стратегия не для того нужна, чтобы быть для всех очевидной! Поэтому бывает очень трудно отличить маньяка от врача, вора от монаха, военного от бандита, юриста от мошенника и т.п., но можно констатировать, что у перечисленных социальных антиподов должны быть очень близкие психофизические качества в обозначенных парах, а вот как они ими будут пользоваться - это вопрос изначального стратегического замысла. И вопрос этот, по мнению многих исследователей (типа Роберта Сапольски), лежит за пределами «свободной воли» самого человека и во многом продиктован сочетанием условий среды обитания и генотипом. Или по-другому: если твой генотип обеспечивает тебе максимальный уровень адаптации к условиям среды твоего обитания, ты будешь играть позитивную социальную роль на родном ландшафте, а если твой генотип хорошо приспособлен к другому, часто более сложному ландшафту окружающей среды , и ты имеешь некие преимущества в твоем нынешнем ландшафте - вот тут-то и рождается чувство превосходства, положенное на ощущения чуждости окружения. Здравствуй, ВРАЖДА (см. текст
«Вражда»)! Разумеется, что стратегические замыслы такого инсургента могут быть далеки от созидания прекрасного общего социального блага. И все же, я считаю, что свободная воля у людей имеется. Возможно, она работает не так, как мы привыкли думать, но она есть.
Мы привыкли думать, что свободная воля - это сиюминутный выбор, который мы делаем каждую секунду.
Мне кажется, что это не совсем так… то есть, выбор мы делаем, и секунду, когда мы его делаем, очень сложно поймать в потоке жизни, однако у каждого из нас есть как минимум один, а чаще - множество моментов, когда мы выбираем сторону. Делаем глобальный, стратегический, символический выбор. Мы выбираем пределы дозволенного. Грань, за которую страшатся заходить ангелы, грань дозволенного нам, как человеческим существам, давно и не нами определена, но попытки расширить пределы дозволенного, пересечь границу, отделяющую человеческое от нечеловеческого, регулярно предпринимаются.
В следующих текстах порассуждаем на тему стратегий созидания и стратегий разрушения.
А вы уже поняли, когда и какой выбор вы сделали и куда теперь движетесь?